§ 18. Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением

1) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом когда; в предложении выражены отношения одновременности. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Практические умения В11. Ответьте на вопросы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным определительным. В6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчинённом предложении.

Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание. Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения. Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие — только в книжных.

§ 18. Сложноподчиненные предложения с
параллельным подчинением

Определите, имеют ли синонимичные союзы различия в оттенках значения, в стилистической окраске. Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия.

М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с.гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. Укажите, чем выражен главный член в таких предложениях. Составьте схему, проведите синтаксический анализ каждого предложения. Объясните, что меняется в предложении при таком преобразовании. Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы.

А. Островский) 5) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. (Г.Марков) 6) Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах то вы отправляетесь с эшелоном. Установите, возможна ли синонимическая замена одного союза другим в данных предложениях. 1. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. (А Пушкин) 2. Родина слыш..т Родина знает где в облаках её сын пролетает.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните различие в лексическом значении слов причина, следствие. Придумайте предложения с этими словами, употребив их в качестве терминов.

Из всех союзов, которыми присоединяются придаточные предложения причины к главному, только союз потому что стилистически нейтрален. Близок к нему и союз поскольку, но он встречается гораздо реже. Книжный союз ибо употребляется в научной и публицистической речи и имеет оттенок приподнятости. А. Пушкин) 4) Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза. (М. Лермонтов) 5) Наташа в эту зиму начала серьёзно петь и в особе(н, нн)ости (от) того что Денисов восторгался её пением.

Сложноподчиненные предложения могут
состоять не только из двух, но и из трех и более
предложений.

Л. Толстой) 8) Родиной зовём мы нашу страну (по) тому что в ней р..дились. 2) Пчела-труженица села на цветок, и он слегка покачнулся. В. Короленко) 3) Раскольников молчал и (н..) сопротивлялся (не) смотря на то что чу(?)ствовал в себе достаточно сил приподняться.

Запишите предложения в соответствии с нормами пунктуации. Сравните предложения и установите, какие из них являются сложноподчинёнными с придаточным уступительным, а какие — простыми с обособленными членами. В.Каверин) 4) Несмотря на ранний час все улицы были полны народа. Установите, какие виды придаточных присоединяет слово что. Определите, в каких случаях оно является союзом, а в каких местоимением (союзным словом). 1) А Варвара так оторопела что не могла подняться с места. 2) А мысли были всё те же что в прошлую ночь однообразные ненужные неотвязчивые.

Если в сложносочиненном предложении
с общим второстепенным членом предложения
связываются одиночным соединительным или
разделительным союзом, то запятая между ними не
ставится:

6) В доме что напротив затихла музыка. 3. Определите вид придаточной части, выделив главное средство связи главной и придаточной частей и указав оттенки отношений. 4. Проанализируйте временные отношения в сложноподчиненном предложении. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чище-ния зубов, то через черный ход можно удрать во двор (А. Н. Толстой).

В1. Замените слово ВЕДАЕМ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. В3. Из предложений 11 – 15 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение). В-5. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.Вот,(1) папа,(2) мы с тобой не можем заснуть,(3) и оба мы несчастливы.

2) В главной части излагается причина, а в придаточной — следствие; придаточная часть следствия. Используя данные примеры, установите, с помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное места к главной части сложноподчинённого предложения. В4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени. Составьте схемы предложений. 1. Задайте вопрос от главной части предложения к придаточной.