7.2.1. Определение понятий «умение» и «навык»

Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков. Житейская психология всегда конкретна и приземлена, в этом ее сила и слабость. Научные знания осознанно систематизируются и аккумулируются.

Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом. Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но, как правило, только в рамках своей профессии. Она ставит себе такие задачи и к этим задачам, пусть постепенно, но движется. Например, дети приобретают свой опыт в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых.

Учитывая, что культурный уровень населения невысок и находится скорее на уровне человека-ребенка, основные черты верований житейской психологии — негативизм и безответственность.

Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Общая психология развивается через разработку специальных отраслей психологии, и именно это является основным Методом (методом с большой буквы) общей психологии.

Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Чем же отличаются житейские психологические знания от научных? На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений. На основе знаний вырабатываются умения и навыки (см. анимацию) (Тищенко П.Д., 1991; аннотация). Во всех этих определениях говорится, главным образом, о научных знаниях. Но кроме научных есть житейские знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой.

Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Обыденное знание формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются главным образом внешние стороны и связи с окружающей действительностью. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научных знаний.

7.2.1. Определение понятий «умение» и «навык»

В школе диагностируется главным образом полнота и прочность знаний, остальные параметры знаний в их влиянии на умственное развитие остаются нередко вне внимания учителя.

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем (Нурминский И.И. и др., 1991; аннотация). Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств.

7.2.3. Применение знаний, умений и навыков

Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Упомянутые критерии и уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в научных целях при оценке качества усвоения знаний школьниками.

Один и тот же научный или учебный текст может быть по-разному воспринят и понят различными субъектами. Поэтому перенос знания в новые условия расцениваются как признак понимания (Гинецинский В.И., 1992). Но данная точка зрения не единственная. В ряде работ понимание связывается со способностью субъекта усматривать разнообразные связи и отношения одного объекта с другими.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. Большинство психологов и педагогов считают, что умение — более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено.

Позиция научного психолога в отношении житейской психологии

Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. Подчеркнем, что далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Применение знаний, умений и навыков — важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе.

Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Применение знаний, умений и навыков связано, прежде всего, с распознаванием в конкретной ситуации случаев, где такое применение целесообразно. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется. Этот тип ведет к накоплению знаний и умений, но не развивает ни мышления, ни способностей.