Диплом Физкультура и спорт Двигательный навык

2 Двигательный навык— одна из форм двигательных действий ребенка. Это и составляет сущность двигательного умения. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень совершенства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка.

И наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т. е. способами управления со стороны сознания человека. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия.

В этом случае они являются как бы вспомогательными. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Двигательный навык — это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. Под. ред. И. Б. Павлова, В.М. Баршая. Это и есть навык. Ещё критерий — если человеку дали по башке, он ничего не соображает, но что-то делает достаточно уверенно — это навык. Например, пьяный открывает дверь ключом. Навык — это действие, которое человек может выполнять легко, автоматически, не задумываясь, сосредотачиваясь на чём-то другом, а не на самом действии.

Даже то, что игрок уверен в достижимости определенных результатов, вовсе не гарантирует, что у него достаточно для этого мотивации! В обычной жизни, когда говорят о навыках, имеют в виду навыки поведенческие, двигательные навыки, среди которых можно говорить о навыках бытовых, рабочих, музыкальных или спортивных. Однако для специалистов мир навыков гораздо богаче: кроме двигательных, несложно заметить навыки речевые и умственные (интеллектуальные).

§ 2. Навык в процессе усвоения

Дело в том, что на самом деле навыками являются и наши внутренние действия, достигшие уровня автоматизма. Навыки бывают простыми и сложными. Взять ложку, поднести ко рту, открыть рот и так далее — примеры простых навыков. В отличие от них, навыки универсального действия действуют в очень широком кругу ситуаций. Большинство навыков вырабатываются где-то за 14 дней (при ежедневном повторении без пропусков).

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Двигательные действия спортсмена всегда должны быть осознанными. Вместе с тем все действие в целом всегда выполняется осознанно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты своей деятельности.

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. 2. Формирование знаний о сущности двигательного действия.

При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения. При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов.

В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения. Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении. Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Закон угасания навыка. Угасание навыка происходит постепенно.

Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания. В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.д.

Недостаток метода заключается в том, что не всегда разученные элементы по частям удается соединить. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах возможно закрепление ошибок. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками. Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма и т.д.

Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом. Отрицательная сторона этого метода — ограниченная возможность дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка.

Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков. Главное условие формирования мотивации — включение обучаемого в соответствующую деятельность.

Эта потребность, конкретизированная знанием о приемах, орудиях деятельности, превращается в мотив учения. Учитель ставит перед обучаемым определенные задачи, связывая решение этих задач не только с потребностями самого обучаемого, но и того коллектива, членом которого он является. Кроме того, в процессе обучения встает проблема перестройки двигательного навыка. Обучение ребенка движениям осуществляются в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навы­ков.

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию сознания. В становлении двигательного навыка важнейшую роль играет нервная система.